Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.
В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (перейти). Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):
— в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
— инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
— участники исследования выполняют задания на компьютере;
— все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
— исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО» (смотреть)
Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» (смотреть)
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями) (смотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (смотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (смотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (смотреть)
Региональный уровень
Приказ Министерства образования Саратовской области от 16.07.2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования» (смотреть)
Приказ Министерства образования Саратовской области от 21.09.2021 г. №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год» (смотреть)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы для оценки функциональной грамотности школьников
Разработчик |
Класс |
Материалы |
Читательская грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
5-9 |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9
|
Методические рекомендации |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ |
||
ФИОКО, онлайн- задания |
15-летние школьники |
|
Математическая грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9 |
Методические рекомендации |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ |
||
Естественнонаучная грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/estestvennonauchnaya-gramotnost.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9 |
Методические рекомендации |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ |
||
ФИОКО, онлайн- задания |
15-летние школьники |
|
Финансовая грамотность |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/finansovaya-gramotnost.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9 |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
Методические рекомендации |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям |
||
Глобальные компетенции |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/globalnye-kompetentsii.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9 |
Методические рекомендации |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям |
||
ФИОКО, онлайн- задания |
15-летние |
|
Креативное мышление |
||
Демоверсии проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», ИНСТРАО |
Уровень ООО |
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/kreativnoe-myshlenie.php |
Банк заданий ИНСТРАО |
5-9 |
Методические рекомендации |
Основные подходы к оценке учеников основной школы |
||
Задания, их характеристики и методические рекомендации к заданиям |
Организация работы школы по формированию функциональной грамотности у обучающихся